ЛЕКЦИИ
ПО ФИЗИКЕ |
|
|
|
© Лопатин
Павел Борисович |
|
§ 69. Вес, перегрузка и невесомость 1. Вес тела. В земных условиях большинство тел движутся без ускорения относительно Земли. В практике взвешивания обычно тело и весы находятся в покое относительно Земли. В таких случаях под весом тела понимают силу, с которой тело давит на горизонтальную неподвижную опору или растягивает пружину или нить, на которой оно подвешено неподвижно. Итак, вес тела приложен к опоре. - вес Если система, в которой находятся тела, движется с ускорением, то весом тела также называют силу, с которой тело действует на опору или растягивает подвес. 2. Перегрузка. Рассмотрим вес тела в лифте, когда лифт имеет ускорение, направленное вверх. Запишем II закон Ньютона для тела: . В проекциях на ось OY: ; ; . По III закону Ньютона: или . Мы видим,
что вес тела в системе, которая
относительно Земли имеет ускорение,
направленное вверх, больше силы
тяжести.
- перегрузка ; Однако часто перегрузка указывается в единицах ускорения свободного падения. 3. Невесомость. Пусть лифт движется с ускорением, направленным вниз. По II закону Ньютона для тела в лифте: . В проекциях на ось OY: ; . По III закону Ньютона: или . Видим, что, когда ускорение лифта направлено вниз, то вес тела уменьшается. Если , то . Если , то , то есть вес тела становится равным нулю. Это состояние и называется невесомостью. При этом на тело в лифте будет действовать только одна сила тяжести.
Невесомость можно объяснить так. Если тело бросить под углом к горизонту, вертикально вверх или горизонтально, то при отсутствии сопротивления воздуха на него действует лишь одна сила тяжести, и тело находится в состоянии невесомости. Для осуществления состояния невесомости для человека самолёты запускают по параболам так, как если бы они летели подобно телу, брошенному под углом к горизонту. При этом внутри самолёта наблюдается невесомость. Спутники летают вокруг Земли лишь под действием силы тяжести, поэтому внутри них наблюдается невесомость длительное время. 4. Относительность понятий "верх" и "низ". Пусть ускорение лифта направлено вниз и равно 2g. По II закону Ньютона для груза в лифте: . В проекциях на ось OY: ; ; ; ; . По III закону Ньютона: или . Если ускорение=2g, то лифт будет опережать груз в своём движении, и через некоторое время груз коснётся потолка; верх и низ поменяются местами. 5. Вес, направленный под углом к вертикали. Пусть автомобиль разгоняется от нуля до скорости за время t секунд. Считая, что процесс разгона происходит по горизонтали и является равноускоренным, вычислим вес водителя во время разгона. Из кинематики знаем: . Найдём
ускорение. Изобразим силы, действующие на водителя во время разгона, и вес водителя.
По теореме Пифагора из прямоугольного АВС (см. рис. Б): ; ; (2). (1) в (2): - вес водителя во время разгона автомобиля. Угол, который составляет вектор с вертикалью: ; ; ; . Итак, вес - это сила, с которой покоящееся тело давит на горизонтальную неподвижную опору или растягивает подвес, на котором оно неподвижно. Во всех остальных случаях - это результирующая сила, с которой тело в данных условиях воздействует на связь. 6. Вычисление перегрузки. Большинство болидов Формулы 1 способны разогнаться до 100 км/час за 1,9 с. Это самый быстрый показатель для автомобилей на механической тяге. Вычислим перегрузку, которую испытывает пилот болида во время разгона. 1) Знаем: . 2) Также из вычислений, представленных выше, знаем формулу для вычисления веса водителя при разгоне автомобиля: . 3) Имеем: . 4)
Учитывая, что 100 км/ч=250/9 м/с, получаем: . |
|
|
|
|
|
© Лопатин Павел Борисович
Никакую часть этого материала ни в каких целях, включая образовательные и научные, нельзя без письменного разрешения владельца авторских прав дублировать в сети Интернет и воспроизводить в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая запись на магнитный или электронный носитель, вывод на печать, фотокопирование. |